Сертификация организаций (сертификат ISO, система HACCP)

Сертификат на продукцию чаще всего требуют от поставщика различные контролирующие ведомства и контрагенты, когда эта продукция - товар. Если конечным результатом деятельности предприятия является услуга, сертифицировать такую коммерческую единицу довольно затруднительно. И тогда на первый план выходит сертификация деятельности организации в целом, то есть ее внутреннего устройства  и протекающих в ней процессов. Конечно, есть и исключения, некоторым компаниям, производящим товары, тоже актуально получение сертификата не только на продукцию, но и на организацию. Но классическая ситуация выглядит именно так.

 

Если перевести на человеческий язык «внедрение систем менеджмента и подтверждение соответствия их стандарту», выйдет примерно следующее:

  1. Сначала планируют некие изменения/улучшения
  2. Потом обучают сотрудников единым стандартизированным правилам в рамках их должностных задач
  3. Следующий шаг - анализ текущей ситуации на предприятии, включая эффективность менеджмента и контроль качества конечного результата
  4. На основании данных предыдущего этапа формулируются усовершенствования, которые впоследствии и внедряются
  5. Готово, мы у финиша - сертифицируем организацию

 

Лидер по популярности и универсальности, конечно, сертификация ISO или ее отечественный аналог ГОСТ Р ИСО. Видов очень много, можно подобрать под каждое направление деятельности. Законодательство, как правило, не требует от предпринимателей оформления таких сертификатов, они добровольны. Оформляют их, как правило, для предъявления контрагентам (для подтверждения своей благонадежности в качестве поставщика или получения конкурентного преимущества), в финансово-кредитные организации как элемент деловой репутации или государственным/муниципальным заказчикам, которые могут установить требование о наличии сертификата в документации о закупке.

 

А вот система ХАССП, напротив, не универсальна (касается только пищевых производств) и обязательна (профильные предприятия несут административную ответственность за отсутствие программы ХАССП). Ее трудно в полной мере отнести к сертификации, хоть в общем смысле это система менеджмента безопасности пищевой продукции. При этом действующий план - не столько документ, подтверждающий применение принципов ХАССП, сколько свод внутренних правил, которым подчиняется организация и ее сотрудники. Для кого обязательны требования ХАСПП и как правильно оформить необходимые документы на предприятии, рассмотрим в этом разделе.

 

Еще один вариант документа, который может понадобиться фирме - оценка опыта и деловой репутации. Преимущества сертификата: невысокая цена, не такой серьезный подход, как у ИСО, а уровень солидности примерно тот же.